Культура

Оценка работы сельских библиотек и клубов Федоровского мунипального района Тел.горячей линии 8(84565)50009
 

МУП "Лидер"

Вы удовлетворены качеством услуг, которые оказывает МУП "Лидер"
 

МУП "Гранит"

Вы удовлетворены качеством услуг, которые оказывает МУП "Гранит"
 

Газета "Вперед"

Вы удовлетворены качеством услуг, которые оказывает МУП "Редакция газеты "Вперед"
 

Сейчас на сайте

Сейчас 7 гостей он-лайн

Опрос

Дизайн сайта
 

Пресс-конференция «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы»

3 октября состоялась селекторная пресс-конференция «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» для журналистов ведущих региональных и районных СМИ России.
Представители различных средств массовой информации, находясь в студиях Отделений и Управлений ПФР страны, имели возможность лично получить ответы на вопросы от статс-секретаря, заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Антона Николаевича Пудова, и Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антона Викторовича Дроздова.
В Отделении ПФР по Саратовской области также присутствовали редактора,  корреспонденты областных и районных газет, радио.
Спикеры сначала ознакомили собравшихся с основными положениями  Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Затем ответили на многочисленные вопросы.


- Зачем нужна очередная реформа, если пенсии и так растут? Нельзя ли поддерживать размеры пенсий на приемлемом уровне при сохранении нынешней системы?  

Дроздов:
Проект бюджета на 2013-2015 года в настоящее время направлен в Госдуму. Да, рост пенсий предусматривается. По сравнению с 2011 годом к 2015 году они вырастут более чем на 45%, как и было заявлено Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым. Вместе с тем, расчеты показывают, что если мы будем действовать в том правовом поле, которое существует сейчас, то уровень пенсии относительно зарплат будет снижаться: к 2030 году это будет 25% заработной платы, к 2040-му – еще меньше. Причины – недостаточность тарифов, недостаток источников, наличие большого количества льготников, необходимость реформирования накопительного компонента. Эти меры заложены в реформе.

-  Почему нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя? Достаточно ли 10 лет, чтобы так строго судить о результатах?

Дроздов:
Действительно, есть мнение, что накопительная система существует еще достаточно короткий срок и за 10 лет нельзя сделать вывод о ее эффективности, тем более, что на этот период пришелся экономический кризис 2008 года. Во-первых, мы не отменяем накопительную систему. Мы переводим ее из государственного уровня в более гибкий корпоративный и добровольный формат, что позволяет эффективнее размещать пенсионные накопления и получать большую доходность. Во-вторых, за 10 лет у тех, кто вошел в накопительную систему, доход оказался в два раза ниже, чем у тех, кто не имел накопительной составляющей. Если сравнить граждан 1966 и 1967 года рождения, то мы увидим, что к 2020 году у них будет существенная разница в назначенной пенсии. Мы не можем допустить, чтобы у граждан, близких по возрасту, при равных условиях была разная пенсия. Поэтому предложение – для того, чтобы пенсия формировалась в размере 40%, сделать основой солидарную систему, а накопительная система пусть дополняет солидарную и формирует более высокий коэффициент замещения.

- Если Стратегия будет принята и реализована, люди какого возраста первыми ощутят на себе позитивные результаты?

Пудов:
Положительный результат будет заключаться в том, что мы сохраним темпы роста размера пенсии – если ничего не делать, то размер пенсии по отношению к прожиточному минимуму будет падать. Результат, по нашему мнению, будет ощутим в среднесрочной перспективе за пределами 2020 года, когда пенсионная формула будет работать для более значимого числа лиц. Поскольку пенсионные правила модели, которую мы сегодня просчитываем, будут действовать, в первую очередь, для лиц, которые начали выходить на работу и формировать свои пенсионные права после 2002 года в рамках новой пенсионной системы. Именно участие этой категории граждан в солидарной системе с большим объемом страхового взноса позволит им иметь более высокую прибавку к пенсии. Кроме того, мы говорим о развитии корпоративного пенсионного обеспечения, где ставим задачу максимально возможных стимулов участия работодателя, необходимость регулирующих мер для участия самого застрахованного лица в отчислениях со своей зарплаты. Кроме того, мы говорим о программе софинансирования.

Дроздов:
Сторонники финансового подхода к формированию пенсии говорят нам следующее: если у вас не хватает взносов и растет трансферт из федерального бюджета, то давайте снижать уровень пенсий. И в этом состоит основное предложение финансового блока. Мы говорим о том, что нельзя снижать уровень пенсий. Необходимо сохранить источники, чтобы поддерживать действующий уровень пенсий, сделать справедливую формулу распределения пенсионных прав, которая давала бы возможность тем, кто получает среднюю зарплату и отработал длительный стаж, получать адекватную международным стандартам пенсию в размере 40%. И в связи с этим, необходимо изменить формулу распределения и найти внутренние источники. В этом основной эффект наших предложений – в том, что пенсии не будут снижаться.

- Каким образом определяется «социально-приемлемый уровень пенсионного обеспечения», о котором идет речь в Стратегии?

Пудов:
Когда мы говорим о социально приемлемом уровне социального обеспечения, мы имеем в виду международные стандарты. В первую очередь речь идет о международной Конвенции МОТ, российская сторона тоже стремится ратифицировать эту конвенцию, в которой прописаны гарантии 40-процентного коэффициента замещения заработка. Для нас это целевая тема – международный ориентир. Это как раз и есть приемлемый уровень пенсионного обеспечения, который принят ведущими странами мира.

- Каким должны быть стаж для назначения пенсии с максимальным коэффициентом замещения (40%)? Планируется ли включение в этот стаж, необходимый для получения максимальной пенсии, периодов получения высшего образования, службы в армии, нахождения в отпуске по уходу за ребенком? Если нет, то не является ли это завуалированным повышением пенсионного возраста, особенно для женщин?

Пудов:
Когда формировались подходы к новому пенсионному праву, мы давали оценку различным обстоятельствам, в том числе – как женщины смогут формировать свои пенсионные права в 40-летнем периоде. Мы учитывали, что те социально значимые периоды, которые являются сегодня так называемыми страховыми, за которые платит государство – это уход за детьми, служба в армии, необходимо сохранить и при учете 40-летнего стажа для расчета размера пенсии. Безусловно, будут учитываться и эти периоды, они будут идти в стаж. Пенсионная формула продолжает обсуждаться, она еще не завершена, и дифференциация подхода к исчислению стажа для женщин будет обсуждаться. Я думаю, найдется разумный компромисс по оценке стажа для мужчин и женщин, чтобы не было дискриминации в правах.

Дроздов:
Часто задают вопрос: почему я работал 30-40 лет, а мой сосед работал 5 лет, но у нас пенсия одинаковая? Во многом это связано с конвертацией пенсионных прав, которая была проведена в 2002 году и там были пределы для коэффициентов компенсации, которые сыграли свою роль. У многих пенсия, исходя из стажа, была одинаковая, именно поэтому мы проводили валоризацию пенсионных прав, чтобы люди получили прибавку. Мы продолжаем эту тенденцию и считаем справедливым перераспределение в солидарной системе: если человек дольше работает, то он должен больше получать пенсию.

- Как стимулировать работодателей к формированию корпоративных пенсий? Какие гарантии, что работодатели реально будут этим заниматься, особенно, если речь идет о небольших организациях?

Пудов:
Основной стимул для уплаты работодателем взносов в корпоративную пенсионную систему в том, что ему будет предоставляться возможность вычета из обязательного платежа. Можно будет не платить в пенсионную систему за вредные рабочие места, если работодатель присоединился к корпоративной пенсионной системе. Эти средства начнут формироваться на личных счетах работников и будут участвовать в нормальном процессе инвестирования страховыми компаниями. Второй стимул для формирования корпоративных пенсионных систем – в том, что у застрахованного лица будет выбор: участвовать в полном объеме в формировании своих пенсионных прав в солидарной системе или участвовать в рамках добровольной пенсионной системы, где предполагается модель вычета. Если гражданин выбирает участие в добровольной системе, то платеж, который должен вноситься в обязательную солидарную систему, будет направлен в корпоративную систему. Я считаю, это прямой стимул. Мы создаем такие реальные предпосылки, поскольку платеж носит характер обязательного платежа. Если работник пишет заявление о вступлении в добровольную систему, то работодатель будет перечислять этот платеж в корпоративную пенсионную систему. Сам работник, зная, что ему по договору гарантируется доходность, увидит прозрачность финансовых институтов, которые он выбрал, и которые ему будут представлять отчетность по поводу инвестирования его средств.  

Дроздов:
Корпоративные системы создаются при участии работодателя, здесь не государство, а работодатель играет большую роль. Имею в виду, что они должны страховать работников от особенностей труда, которые могут быть связаны с опасными условиями, либо работники получают высокую зарплату и обязательная государственная система не позволяет им сформировать приемлемый коэффициент замещения: 40% от высокой зарплаты – это не 40% от средней. В настоящий момент сформировался определенный объем средств, корпоративных пенсионных накоплений в добровольном порядке, более 8 млн человек застрахованы в корпоративной системе и объем накоплений порядка 800 млрд рублей. Планируем дальше развивать корпоративные системы, дать им дополнительные стимулы. В первую очередь, это возможность платить в негосударственную систему дополнительный тариф, дать дополнительный налоговый стимул, чтобы включать туда новых сотрудников и за счет развития программы софинансирования, и за счет дополнительных налоговых стимулов.

- Что будет с Программой государственного софинансирования пенсий? Есть ли смысл в нее вступать теперь?

Дроздов:
Пенсионные накопления останутся для тех, кто их уже накопил. Никаких изъятий средств не будет. Пенсионные права, которые были созданы в этой системе, останутся. Они будут даже увеличиваться, но уже в более свободной системе, которая не будет частью обязательной пенсионной системы. Мы будем предлагать сохранить программу софинансирования, но как стимулирование участия граждан в корпоративных и добровольных системах. На наш взгляд, следует изменить принцип. Сейчас стимулирование производится всем, независимо от уровня дохода: если у вас зарплата миллион или 2 миллиона в год, все равно софинансирование тысяча на тысячу. Во всем мире такие программы действуют для тех, кто по каким-то причинам не может себе позволить участвовать в дополнительных программах для увеличения своей пенсии. В 2013 году заканчивается срок вступления в эту программу, дальше она будет длиться для тех, кто в нее вступил. Мы планируем, что она все-таки будет продолжаться, но уже для тех, у кого невысокий доход.

- Будут ли пересматриваться списки вредных и опасных производств?

Дроздов:
Списки пересматриваться не будут. Мы считаем, что это дело бесполезное. Все предыдущие попытки пересмотра списков приводили к их увеличению. Дело не в списках, а в аттестации рабочего места и влиянии вредности, которое существует на этих рабочих местах. Не секрет, что часть профессий из этого списка в силу технического прогресса перестали быть вредными, поэтому и на наш взгляд, и на взгляд работодателей и представителей работников профсоюзов нужно совершенствовать механизм аттестации рабочих мест. Необходимо дать работодателям действенный механизм аттестации рабочего места, а представителям работников профсоюзов обеспечить возможность, в случае, если они не согласны с результатами аттестации рабочего места, дать возможность обжаловать это решение.

- Если человеку не будет хватать трудового стажа для выхода на льготную пенсию, как она будет назначаться – то есть уже есть стаж 18 лет из 20 положенных для получения права на досрочную пенсию? Не потеряют ли в правах те, кто уже выработал необходимый для досрочной пенсии «вредный» стаж, но еще не достиг пенсионного возраста?

Дроздов:
Во-первых, те, кто имеет хотя бы один день льготного стажа, они уже вступили в эти правоотношения, и никто эти права у них отнимать не будет. Тем или иным способом им будет дано право получить причитающиеся им льготы, если они доработают до необходимого стажа. Хотя есть особые случаи, когда можно проработать полстажа и получать льготу в половинном размере. Заработанные права тех, кто работал на рабочих местах, дающих право на льготный стаж, будут компенсироваться. Другой вопрос: те, кто не имеет ни дня льготного стажа? Здесь было два подхода касательно тех, кто не начал работать в той профессии, дающей льготный стаж, и будет поступать на такую работу после изменения законодательства: давать им льготы или не давать. Но если эти рабочие места останутся вредными и опасными, то необходимый объем компенсации им надо будет предоставлять. Но все эти компенсации должны быть обеспечены источниками. В рамках корпоративных систем или в рамках более высокой заработной платы.

- Существуют ли действенные механизмы контроля за обеспечением приемлемой доходности и гарантии сохранности пенсионных накоплений управляющими компаниями и НПФ? Или они будут создаваться в рамках реализации Стратегии? Ведь нынешние проблемы, дискредитировавшие накопительную часть по ОПС, никуда не денутся, когда деньги в УК и НПФ будут поступать через корпоративные пенсионные системы.

Дроздов:
Естественно, корпоративные и добровольные пенсионные системы требуют серьезного контроля. Это относится ко всему финансовому сектору. Что касается добровольных и корпоративных пенсионных накоплений, здесь будет усиливаться контроль со стороны регулятора, Федеральной службы по финансовым рынкам, и такие меры, направленные на то, чтобы сделать отчетность более прозрачной, а контроль более серьезным, прилагаются. Остается вопрос о том, чтобы совершенствовать организационно-правовую форму негосударственного пенсионного фонда. Сейчас это некоммерческие организации, и это не дает возможности в полном объеме их контролировать, как это происходит с коммерческими организациями, работающими в финансовой системе. Что касается накопительной системы как части государственного пенсионного обеспечения, проблема в том, что напрямую гарантий государственных пенсионных накоплений прописано не было. Однако в силу того, что государство принудительно создало эту систему и собирает взносы, оно же полностью за нее отвечает в лице бюджета ПФР и Федерального бюджета. И поэтому в прошлом году был принят закон о финансировании пенсионных накоплений, предписывающий с 1 июля текущего года принимать заявления и выплачивать пенсионные накопления. Там есть ссылка, что необходимо гарантировать номинал этих пенсионных накоплений и что отдельным законом должен быть введен механизм гарантии для того, чтобы выплачивать суммы не меньше тех, что вносились гражданами. Этот закон подготавливается и согласовывается, пока нет решения. Мы считаем, во-первых, что гарантировать номинал – этого мало, потому что в дальнейшем пенсионные накопления будут обесцениваться в государственной системе. Во-вторых, механизмы гарантии должны иметь общую ответственность, то есть вначале должны отвечать те, кто эти средства эмиссирует. Необходимо создавать на финансовом рынке системы совместного страхования по типу агентства по страхованию вкладов, отчислений участников рынка, и только после того, как эти ресурсы будут исчерпаны, должно выступать государство. И только в этом случае, если мы создадим такую комплексную систему гарантии пенсионных накоплений, одновременно усилим контроль и за отчетностью, и за поведением фондов, страховых компаний на рынке пенсионных накоплений, таким образом, серьезно усилим эту систему.

- Что будет с теми, кто проживет более 20 лет после назначения пенсии? Ее перестанут платить?

Дроздов:
Пенсия у нас бессрочная, она останется бессрочной, это закреплено законом, и здесь никаких изменений не планируется. Сейчас законом установлен средний период жизни на пенсии в размере 18 лет. Статистически он немного выше, поэтому в следующем году этот период увеличится до 19 лет, потом до 20 и дальше будет приближаться к статистическому. В данном случае речь идет о том, что пенсия будет выплачиваться пожизненно, но средний период выплаты – порядка 20 лет.

- Предусматривает ли Стратегия сохранение льгот по досрочному назначению пенсий с учетом стажа в районах Крайнего Севера?

Дроздов:
Льготы, которые были прописаны ранее, распространялись не только на пенсии, но и на другие аспекты трудовой жизни – зарплату, иные социальные выплаты. Государство должно сначала определиться по политике Крайнего Севера: люди должны будут там жить, переселяясь туда, или это будет только работа, и люди будут туда только приезжать работать, а местом жительства их будет другой регион. От этого зависит и политика стимулирования граждан, которые работают в районах Крайнего Севера и получают соответственную пенсию после того, как отработали там. Пока не будет принято какого-то решения, эти льготы остаются.

- По закону о трудовых пенсиях  период для расчета пенсий с 2013 года составляет 228 месяцев. А Стратегия предполагает 252 месяца. Каким образом будет осуществлен переход? Сразу или постепенно?
Не будут ли ограничены в пенсионных правах, в праве на работу работающие сейчас пенсионеры?

Дроздов:
По поводу повышения средней продолжительности нахождения на пенсии. Эта задача стояла и в 2002 году, когда принималось решение по новой пенсионной формуле. Тогда этот возраст был достаточно низкий, порядка 12 лет. И законом установлено его постепенное увеличение до среднестатистического возраста. Сегодня реальный возраст нахождения на пенсии выше, чем тот, который берется в расчете для назначения пенсии. И в этом году, как в прошлом и позапрошлом, будет происходить его постепенное увеличение, каждый год по году. Планируется, что к 2016 году установится статистический возраст нахождения на пенсии, и он будет применяться при расчете назначения пенсии.
Что касается работающих пенсионеров, были предложения финансового блока не выплачивать им часть пенсии вне зависимости от того, какой доход они получают. Мы считаем это в корне неверным. Граждане, получающие более низкую заработную плату, не должны страдать. Нужно стимулировать людей, чтобы они работали. Записано в положении, что в среднесрочной перспективе после того, как мы создадим такой механизм, можно будет привязывать уровень дохода гражданина к уровню ограничения пенсии. Если это будет вводиться, то не в ближайшее время и, конечно, только для богатых, тех, кто имеет очень высокую зарплату и получает пенсию. Для этого надо будет вводить механизм ежемесячного учета заработка. В среднесрочной перспективе мы не планируем введение такого механизма и не планируем его вообще для тех, кто получает низкую заработную плату.

- Сохранится ли правопреемство пенсионных накоплений?

Дроздов:
Для тех, кто формирует пенсионные накопления по действующей схеме, все так и останется. При передаче пенсионных накоплений на корпоративный договорный уровень даже появляется больше возможностей выплачивать эту пенсию правопреемникам, корпоративная добровольная система создает больше гибкости в этом вопросе – в случае, если человек не успел достичь пенсионного возраста или успел только вступить в него и начал получать пенсию, накопления могут быть переданы правопреемникам.

- Планируется ли ужесточение ответственности за неуплату страховых взносов на ОПС?

Дроздов:
Основным принципом стратегии является то, что взносы должны платить все. И то количество льгот, которые сейчас предоставлено, оно, конечно, нас не устраивает. Если государство будет намерено стимулировать отдельные отрасли и сферы деятельности, то лучшим инструментом здесь будет являться субсидирование этих организаций. Но взносы они должны платить в полном объеме. Что касается ужесточения мер за неуплату страховых взносов, здесь вопрос связан с тем, что у Пенсионного фонда меньше прав по администрированию взносов, по сравнению с налоговой службой. Такие предложения Пенсионным фондом подготовлены и в ближайшее время будут внесены. Мы считаем, что определенные дополнительные права можно было бы предоставить Пенсионному фонду, чтобы усилить собираемость страховых взносов. Но я хочу сказать, что собираемость сейчас находится на высоком уровне, порядка 98%, и я хотел бы поблагодарить сотрудников ПФР. Текущее задание по собираемости перевыполняется более чем на 8%.

- Один из уровней пенсионной системы, согласно Стратегии – корпоративная пенсия. Каким образом этот уровень будет развиваться для граждан, занятых в бюджетной сфере?

Дроздов:
Когда мы провели валоризацию пенсионных прав, у нас было большое количество пенсионных дел. Пенсионные накопления не изымаются, не тратятся, не отменяются, они реформируются, накопленное остается за гражданами, будет учитываться в правах. Мы повышаем эффективность этих накоплений, передавая их в корпоративные системы, государство будет по-прежнему контролировать взносы, осуществлять надзор и контроль за выплатой накоплений. Это обеспечит более гибкую систему учета прав, более эффективное управление этими средствами.
Досрочную пенсию для сотрудников вредных и опасных производств мы не отменяем. Мы говорим о том, что сейчас для этих выплат нет источников и за тех, кто выходит на пенсию в более раннем возрасте, платят все остальные, кто выходит на пенсию в обычном режиме. Поэтому вводится дополнительный тариф на первом этапе, а на втором этапе эти законы будут приняты уже в следующем году и будет принята корпоративная пенсионная система, можно будет платить этот тариф в корпоративную систему. Таким образом, работодатель может защитить интересы работника. Кроме того, мы учитываем институт аттестации, который позволяет привести перечень рабочих мест в соответствие с реальной вредностью и опасностью, и с другой стороны, не ущемляет интересы работников, потому что будет введен элемент переаттестации и т д.
Есть мнение, что изменение формулы подсчета пенсионных прав – это возврат к собесу, опять все вместе. Демографическая ситуация ведет к тому, что разрыв в соотношении работников и пенсионеров будет увеличиваться, поэтому эта система приведет к уравниловке и к тому, что все будут получать меньшую пенсию. Хотел бы сказать, что то, что характерно для Западной Европы, не совсем характерно для нас. У нас на 10 лет меньше продолжительность жизни и есть огромное количество внутренних резервов. У нас высокая смертность мужчин, особенно в трудоспособном возрасте, много льготников, поэтому мы считаем, что в отличие от Европы у нас далеко еще не все резервы исчерпаны и в ближайшее время те проблемы, которые сейчас есть в Европе, нам не грозят.
Предлагаемая формула подсчета пенсионных прав не равна той формуле, которая действовала в советское время. Предлагается осуществлять подсчет стажа и заработка за каждый год работы гражданина, и именно продолжительность страхования стажа и заработка, который берется для подсчета пенсии, исходя из коэффициентов, дальше применять при назначении пенсии. При этом уровень стажа будет увеличен и, таким образом, те, кто будет работать дольше и получать более высокую зарплату, должны будут получать больше пенсию. При этом 40% из зарплаты будет гарантировано тем, кто имеет нормативный страховой стаж и среднюю заработную плату. В настоящее время количество граждан, получающих среднюю з/п и ниже, около 70%.